1. Главная
  2. /
  3. Публикации
  4. /
  5. Информация
  6. /
  7. Методические материалы

Методические материалы

  ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЛУЖАЩЕМУ О КОРРУПЦИИ

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

  НАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Правовое просвещение подростков

 ПАМЯТКА ПО ПОРЯДКУ УВЕДОМЛЕНИЯ РАБОТНИКАМИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТОДАТЕЛЯ О ФАКТАХ ОБРАЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СКЛОНЕНИЯ ИХ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 О мерах ответственности физических лиц за совершение коррупционных правонарушений

Определение коррупции, сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”. Согласно указанному определению под коррупцией понимаются следующие противоправные деяния:

а) злоупотребление служебным положением;

б) дача взятки;

в) получение взятки;

г) злоупотребление полномочиями;

д) коммерческий подкуп;

е) иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

ж) совершение перечисленных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

Вместе с тем ст. 13 Федерального закона “О противодействии коррупции” предусмотрено, что за совершение правонарушений коррупционной направленности виновные лица могут быть привлечены не только к уголовной, но и к другим видам юридической ответственности – дисциплинарной, административной, гражданско-правовой.

Необходимость установления ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения предопределена международными обязательствами России, вытекающими, в частности, из Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Сообразно этому Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в связи с ратификацией названных Конвенций внесены изменения в ряд федеральных законодательных актов в части ответственности за коррупционные правонарушения.

Уголовная ответственность

В Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173), а вслед за ней и в Конвенции ООН против коррупции говорится о целом ряде деяний, к признанию которых в качестве уголовно наказуемых принимает законодательные и другие меры каждое государство – участник соответствующей Конвенции. Глава III “Криминализация и правоохранительная деятельность” Конвенции ООН против коррупции наряду с прочим включает в себя статьи о подкупе национальных публичных должностных лиц (ст. 15), о подкупе иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (ст. 16), о хищении, неправомерном присвоении или ином не целевом использовании имущества публичным должностным лицом (ст. 17), о злоупотреблении влиянием в корыстных целях (ст. 18), о злоупотреблении служебным положением (ст. 19), о незаконном обогащении (ст. 20), о подкупе в частном секторе (ст. 21), о хищении имущества в частном секторе (ст. 22), об отмывании доходов от преступлений (ст. 23), о сокрытии (ст. 24), о воспрепятствовании осуществлению правосудия (ст. 25).

Как отмечено во вводной части Постановления Пленума ВС России от 9 июля 2013 г. N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях”, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений; среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество; оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Там же указано, что к делам о взяточничестве относятся дела о преступлениях, предусмотренных статьями 290 “Получение взятки”, 291 “Дача взятки” и 291.1 “Посредничество во взяточничестве” УК РФ, а к делам об иных связанных со взяточничеством преступлениях относятся дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 “Мошенничество”, 160 “Присвоение или растрата”, 204 “Коммерческий подкуп”, 292 “Служебный подлог” и 304 “Провокация взятки либо коммерческого подкупа” данного Кодекса.

Административная ответственность

Аналогично сказанному выше в отношении уголовной ответственности за коррупционные преступления, в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. Изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, также установлено, что дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором и рассматриваются судьями (дела, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, – судьями районных судов, а в остальных случаях – мировыми судьями). Срок давности привлечения к административной ответственности определен как один год со дня совершения административного правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения согласуется с положением ст. 35 “Компенсация ущерба” Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего – за счет соответствующих публично-правовых образований.

В соответствии со ст. 16 части первой ГК РФ и ст. 1069 данного Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

 Россия, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 данного Кодекса, а также по решениям Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

Дисциплинарная ответственность

Как установлено в п. 1 ст. 30 “Преследование, вынесение судебного решения и санкции” Конвенции ООН против коррупции, каждое государство-участник за совершение какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с данной Конвенцией, предусматривает применение таких уголовных санкций, которые учитывают степень опасности этого преступления. Однако в п. 8 этой же статьи закреплено, что ее пункт 1 не наносит ущерба осуществлению компетентными органами дисциплинарных полномочий в отношении гражданских служащих. Следует также отметить, что согласно п. 6 ст. 8 “Кодексы поведения публичных должностных лиц” названной Конвенции ООН каждое государство-участник рассматривает возможность принятия, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, дисциплинарных или других мер в отношении публичных должностных лиц, которые нарушают кодексы или стандарты, установленные в соответствии с данной статьей.

Из положений ст. 22 и 192 ТК РФ следует, что дисциплинарная ответственность – это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Согласно части 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (в соответствии с  ч. 5 ст. 189 данного Кодекса, в которой предусмотрено, что для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

  1. В части 2 ст. 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” указано, что физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Речь идет о возможности применения к физическому лицу, совершившему коррупционное преступление, такого вида наказания, предусмотренного в п. “б” ст. 44 УК РФ, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Данная статья согласуется с положениями Конвенции ООН против коррупции. Так, в п. 7 ст. 30 данной Конвенции ООН предусмотрено, что, когда это является обоснованным с учетом степени опасности преступления, каждое государство-участник в той мере, в какой это отвечает основополагающим принципам его правовой системы, рассматривает возможность установления процедур для лишения на определенный срок, установленный в его внутреннем законодательстве, по решению суда или с помощью любых других надлежащих средств, лиц, осужденных за преступления, признанные таковыми в соответствии с названной Конвенцией, права:

   занимать публичную должность и

  занимать должность в каком-либо предприятии, полностью или частично находящемся в собственности государства.

То, что установление в законе наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений коррупционного характера, согласуется с положениями Конвенции ООН против коррупции, отмечено и в Определении КС России от 16 февраля 2006 г. N 64-О.